ФАС: обслуживание медтехники в РФ искусственно монополизировано

Заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов заявил, что российский рынок медизделий и связанные с ним рынки расходных материалов и технического обслуживания являются высококонцентрированными в силу особенностей поведения участников, а также недостаточности системного правового регулирования.
26 ноября на «круглом столе «Развитие финансируемых государством рынков здравоохранения» замглавы ФАС сказал, что рынок технического обслуживания и ремонта медицинских изделий остается относительно закрытым даже для хозяйствующих субъектов, имеющих на такой вид деятельности соответствующую лицензию, так как поставщики не предоставляют в полном объеме необходимую информацию, программное обеспечение, ключи и пароли не только сторонним подрядным организациям для совершения необходимых технических регламентных работ и ремонта, но и самим покупателям – медицинским организациям, являющимся собственниками соответствующих медицинских изделий. Таким образом собственники зависят от поставщиков, по усмотрению которых формируются цены, сроки выполнения работ и состав исполнителей по ремонту и техническому обслуживанию. Такая политика производителей и поставщиков – не что иное, как искусственная монополизация рынка. Она может привести к снижению качества услуг, поскольку наделение какой-либо сервисной организации исключительными правами далеко не всегда означает, что эта организация лучшая.
Для устранения этих проблем антимонопольное ведомство предлагает нормативно закрепить обязанность производителя (поставщика) передавать совместно с медизделием информацию, необходимую для его ремонта и технического обслуживания. Это даст право собственнику – медицинской организации – полноценно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, а также выбирать поставщиков услуг по монтажу, наладке, ремонту и техническому обслуживанию оборудования.
В ФАС считают, что для обеспечения необходимых стандартов обслуживания и минимизации возможных негативных последствий для пациентов и медицинских учреждений необходимо решать вопросы доступа на рынок технического обслуживания с использованием инструментов саморегулирования.
Андрей Цыганов заключил, что при переходе на систему саморегулирования одной из функций саморегулируемых организаций по сервисному обслуживанию медицинских изделий станет контроль за соблюдением участниками внутренних правил и норм. Правила, принятые саморегулируемой организацией, должны быть едиными по отношению к хозяйствующим субъектам, с одинаковым набором требований по обслуживанию каждого вида медицинских изделий и серьезными мерами ответственности.

По информации из Фармацевтического вестника