Спонтанную покупку в аптеке совершают до четверти посетителей

По результатам исследовательского агентства Тop of Mind MR&C, изучившего факторы, которые влияют на решение посетителей аптек о покупке при выборе безрецептурных препаратов, степень влияния фармацевтов сильно зависит от категории средства. Кроме того, покупатели следуют как советам первостольника на месте продажи, так и рекомендациям фармспециалиста, с которым они общались ранее. Спонтанную покупку совершают до четверти покупателей.

Наибольшее число спонтанных покупок совершается в категориях сосудосуживающих спреев и средств от кашля.  24% и 21% потребителей выбрали средство на месте. В категориях витамины для беременных и препараты от геморроя доля спонтанных покупок ниже –  около 13%.

В ходе последующего опроса потребители рассказали, какие источники информации, по их мнению, повлияли на сделанный выбор. Очевидно, что там, где источником информации для покупателя является сотрудник аптеки, доля спонтанных покупок выше.  Роль фармацевта в выборе препарата признают почти половина (45%) покупателей сосудосуживающих спреев и чуть более 30% покупателей средств от кашля.  При этом потребители могут следовать как рекомендациям работника первого стола «здесь и сейчас», так и тех фармспециалистов, с которыми они общались ранее.

За советом к врачам покупатели сосудосуживающих спреев и средств от кашля обращаются реже. Доля тех, кто назвал советы врачей в качестве основного источника информации о препарате, составляет: около 37% – для сосудосуживающих спреев, примерно 47% – средств от кашля.

Влияние врачей на покупателей витаминов для беременных и средств от геморроя значительно выше – его отметили более 60% опрошенных. Соответственно, здесь меньше тех, кому нужна рекомендация фармацевта – 19% среди покупателей витаминов для беременных и 24% среди потребителей средств от геморроя.

В данном исследовании был использован метод «включенного наблюдения» совместно с опросом покупателей после совершения покупки, поясняет Александр Мещеряков, коммерческий директор Тop of Mind MR&C. Анкетирование – один из наиболее популярных инструментов исследований на фармрынке, в чистом виде имеет ограничения. Людям свойственно переоценивать свое влияние и степень контроля над ситуацией. Например, пациенты в целом меньше склонны прислушиваться к советам врачей, чем полагают медики. Покупки же люди часто совершают бессознательно и под влиянием эмоций, но потом объясняют их рациональностью.

В исследовании Mind MR&C приняли участие более 1000 покупателей аптек в различных городах России

 

 

По информации из «Фармацевтического вестника»